Колыбель древней цивилизации

Архитектура народного жилища представляет особый раздел истории мирового зодчества. В этой отрасли строительства находят непосредственное отражение характера географической среды, вкусы и потребности широких слоев населения. Как живой и гибкий организм дом постоянно видоизменяется сообразно с жизнью семьи. Веками накапливался в народном строительстве опыт — как предохранить жилище от нежелательных климатических воздействий, сделать его удобным и уютным. В главе, опубликованной из книги «Народное жилище арабских стран» авторства В. Л. Ворониной, в деталях описываются особенности формирования народного жилища с введением в терминологию, культурный и исторический контексты.

Междуречье Тигра и Евфрата — колыбель древней цивилизации. На лёссовых равнинах лежат руины городов Вавилона, Ашшура, Хатры, Селевкии и Ктесифона, Куфы и Самар- ры. Над руинами былых городов поднимаются величавый свод Таки Кисра и витой минарет Мальвии. Раскопки открыли под толoей заносов остатки укреплений, обширных дворцовых построек и храмов, погребальных сооружений и жилищ.

Жилища Ашшура, Ктесифона, Самарры предвосхищают основные черты планировки иракского дома последних столетий — двор в окружении комнат, айваны по сторонам двора. Помещения группировались в два этажа вокруг двух четыреугольных двориков — парадного внешнего и жилого внутреннего; на осях дворов открывались прохладные айваны. Помещения, обращенные к северу, назначались для лета, к югу — для зимы. С улицы в дом вел айван с двухстолпным портиком, очерченный в плане Т-образным контуром. Главный айван внешнего двора соединялся с приемным залом, парадные функции которого подчеркивал альков. Второстепенные помещения плотно располагались в несколько рядов вокруг основного ядра. Сырцовые стены поддерживали сводчатые покрытия, столбы выкладывались из обожженного кирпича и все отштукатуривалось гипсом. Главный айван и зал отделывались резным стуком и росписью.

Архитектура городского жилища Ирака XIX — начала XX в., занимающего в высоту три и более этажа, принадлежит к наиболее монументальным и сложным по композиции. Главную ее черту составляет стремление к симметрии; различного рода портики и лоджии придают пространственность. В плане и пространственной системе соблюдаются детально разработанные схемы, где занимают свое место сочетания определенных элементов, образующих основной композиционный узел. При этом характерные черты архитектурного типа раскрываются главным образом в плане второго этажа.

Ирак. Жилой дом Ктесифона. План

Парадным помещением дома служит у реи, дворовый фасад которого сплошь закрыт подъемными ставнями. Если такие ставни, которые выходят на улицу, раздвижная стенка называется шенашиль, а это название распространяется на помещение в целом. Шенашиль, как правило, выступает над улицей в виде эркера. Урси или шенашиль отмечают ось симметрии. По обе стороны от них лежат равновеликие комнаты ода, и все эти помещения объединяются со стороны двора портиком т а р м а. На оси симметрии могут лежать не только урси и шенашиль, но также лоджия ливан. Если лоджия отделяется от тармы парой колонн, она называется талер (в багдадском произношении тарар). Как указывает наличие опор, талар шире Ливана. Тот и другой могут выходить непосредственно во двор.

Чтобы не нарушать целостности раздвижного фасада, в урси не делают фасадной две­ри. Остается прорезать двери в торцовых стенках. Но одним из правил иракского до­мостроения является автономия всех помещений, поэтому урси отделяется от соседних комнат открытыми с торца тупичками иванчи, которые практически разделяют почти все помещения. Пол талера обычно несколько приподнят сравнительно с тармой и отделен вдоль фасада барьером, поэтому он тоже доступен лишь с боковых сторон. Что касается Ливана, то хотя он и открыт с фасада, туда никогда не открываются двери соседних помещений. Иванчи образует преддверие комнаты, где оставляют обувь.

Ирак. Идеальный план багдадского дома, составленный мастером Хаджи Ибрагимом

Помещения развиты в высоту, которая в разделительных тупичках позволяет устраи­вать антресоли кебишкан. Антресоль сообщается с урси проемом, защищенным барьером или решеткой. Используется кеоишкан различно: иногда служит спальней детей, иногда хранилищем утвари, или же там сидят женщины и, скрытые решеткой, смотрят на собравшихся в урси гостей. Лестница на кебишкан устроена в иванчи. Торцы кеоишкана прикрыты решеткой или подъемными ставнями, поэтому он является существенным элементом композиции фасада, определяя его основные членения.

Традиционная композиция может иметь ряд вариаций, не теряя при этом основного качества — симметрии. По возможности помещения вытянуты вдоль границы участка. Но при таком расположении, даже учитывая поперечное положение двух крайних комнат, вся цепочка занимает фронт до 20 м, и ширина участка может оказаться недостаточна. Тогда приходится ставить главные помещения поперечно фасаду, ограничивая их число до трех и отказываясь от разделительных иванчи.

Иногда вдоль второго этажа тянется не тарма, а узкий балкон мемше. Народные мастера-строители в Ираке, как и в Средней Азии, выражали свои концепции, составляя «идеальный план» зданий. Одним из таких идеальных планов является «тафсиль багдади», вычерченный устадом Хаджи Ибрагимом. Квадратный план «хош мурабба» выполнен по модульной сетке, каждое деление которой равно местной единице длины в 80,2 см. Композиция строится на двух осях симметрии: навстречу друг другу обращены с двух сторон урси и талеры, по углам отделены посредством иванчи четыре комнаты; дворик окружен со всех сторон тарма в виде перистиля. Конечно, реальные возможности часто ведут к отклонению от идеала. Во всяком случае, за счет различной глубины окружающих помещений сохраняется прямоугольная конфигурация двора «хош», и даже если одна сторона двора остается незастроенной, ей придают членения, отражающие структуру противолежащего фасада. Существуют и локальные различия. В Кербеле стены иванчи выдвигаются на фасад, разрывая колоннаду двух- и трех- ярусными арками, разнообразя и усложняя композицию. Архитектура домов Мосула имеет основой композиции арочный ливан, что сближает их с домами Сирии.

Ирак. Вид со двора: дом в Багдаде (а) и Кербеле (б)

Уличные фасады оживляются эркерами-шенашиль. Симметричное решение удается лишь в том случае, если ворота лежат на оси участка. Кое-где в силу неправильной конфигурации участка комнаты имеют разную длину и образуют зубчатую линию эркеров.

Одинаковые группы помещений служат для лета и зимы — одни обращены на север, другие на юг. Многие важные жилые и хозяйственные помещения находятся в первом этаже. План его совсем иной.

Знойным летом обитатели дома укрываются в прохладных подвальных и полуподваль­ных помещениях ним. Как и основная ячейка, такие помещения имеют обычно симмет­ричное расположение и разделяются на три части — боковые углублены всего примерно на 1 м, средняя — до 3 м от уровня грунта. Впереди расположен талар, через который и освещается средняя часть. По краям талара ведут вниз две лестницы. В другом варианте ним занимает всю ширину корпуса и при этом делится на два нефа опорами, несущими верхний этаж. Ближние к фасаду части боковых нимов образуют возвышение тахтабош, а в глубине они сообщаются со средним нимом посредством арочных проемов с балюстрадой или решеткой. Пространство под тахтабошем, рахрау, используется как чулан.

В старых домах Багдада под поверхностью двора устраивались подземные камеры сердаб (от перс., «холодная вода»), соединявшиеся лестницей с главным нимом. Купольный сердаб, освещенный зарешеченным отверстием в вымостке двора, имел иногда боковые ливаны с возвышениями и обычно дополнялся небольшим вестибюлем. Посреди сердаба устраивался фонтан. Теперь такие помещения заброшены, так как вредны для жилья.

Ирак. Вид багдадского дома с улицы. Симметричный фасад

Ним и сердаб вентилируются трубами бадгир, верх которых поднимается над крышей и отверстие обращено обычно к северу. В первом этаже помещаются также кухня, кладовые, комнаты прислуги и почти всегда маленькая банька. Кухня мотбах иногда изолирована от прочих помещений и выходит в особый небольшой дворик. Баня в большинстве случаев представляет собой помещение с краном и цементированным полом. На улицу выходит коленчатый коридор мудшас. Узкая лестница во второй этаж соседствует с ним или идет вдоль свободной стены двора. Небольшое место отведено для уборной. Труба в выгребную яму проложена в стене, поэтому уборная может быть двухэтажной.

Лишь у крупных должностных лиц и во дворцах проводилось подворное разделение на селамлик, или диванхане, и гарем. Рядовые горожане довольствовались очень неболь­шим добавочным двориком, где планировочные каноны не могли быть полностью соблюдены, или одной -двумя комнатами над входом. Чаще диванхане совсем отсут­ствует: деловые и приятельские встречи хозяина назначались в общественных местах — в кофейне, в бане, на рынке.

В стенах комнат обилие ниш, где находят место мелкие предметы. Фасадные проемы идут в два яруса: первый со створчатыми или подъемными ставнями, второй с зарешеченными световыми фрамугами в виде арочек.

Двуречье — страна лёсса, залегающего мощными пластами вдоль течения Тигра и Евфрата. Соответственно этому самый распространенный строительный материал — сырец и обожженный кирпич, изготовленные в рамной форме. Обожженный кирпич выделывается разного формата в зависимости от его назначения: крупный для вымостки двора, более мелкий для стен и сводов. Различаются форматы 30x30, 19x19, 18x12,5; 15x15 см и др. Сырец крупнее по формату и достигает в толщину 8–10 см.

Ирак. Дом со ступенчатой линией фасада. Кадимейн. Фасад и план: 1 - долан, 2 - тарма, 3 - талар, 4 - ливан, 5 - урси, 6 - ода, 7 - шенашиль, 8 - ним, 9 - амбар, 10 - кухня

Фундамент в старых городах углубляется на 1,5-3 м и заполняется кирпичным ломом на гидравлическом растворе, который составляется из золы и извести в соотношении 3:1. Стены чаще всего сырцовые, но ответственные части — столбы, проемы — выполняются из обожженного кирпича. Нередко смежная стена между комнатами с двух сторон разделена нишами. В этом случае ставится ряд столбов из обожженного кирпича, связанных между собой арочками, а последние делятся надвое перегородкой из кирпича на ребро на гипсовом растворе (что характерно для Кербелы). Из кирпича на ребро выводятся и трубы бадгиров. Перемычки плоские деревянные, реже арочные из обожженного кирпича.

Арки делаются в нишах, в галереях первого этажа, как оформление входа в дом. Очертания арок полуциркульные, лучковые или хеллали, т.е. серповидные, стрель­чатые араби и медени — особая, присущая иракскому и иранскому зодчеству форма с пониженной кривой, как если бы в средней части выпал ряд кладки.

Вестибюль и подвальные помещения покрываются сводами из обожженного кирпича на гипсовом растворе. Цилиндрический свод мало употребителен. Для боковых частей нима применяют обычно плоский зеркальный свод сундукча, для сердаба — нарядный плоский звездчатый купол, се ниже, который ставится над прямоугольным, квадратным и полигональным основанием и опирается на сетчатую систему разделяе­мых гуртами щитовидных парусов. Полукупола типа сениже иногда венчают нишу входа.

Страна бедна лесом. Тополь стал в последние годы редок, еще реже тутовник, употребляемый в наиболее ответственных конструкциях, таких, как эркеры. Единст­венный имеющийся в достаточном количестве материал — грубоволокнистая и непрочная древесина финиковой пальмы, которой часто приходится ограничиваться в постройке.

Ирак. Багдадский дом с сердабом. Разрез и планы. План 1-го этажа: 1 - мудша, 2 - талар, 3 - урси, 4 - ним, 5 - тахтабош, 6,7 - кухня и дворик при ней, 8 - стойло, 9 - колодец и уборная. План подвала: 1 - ним, 2 - рахрау, 3 - сердаб. План 2-го этажа: 1 - тарма, 2 - мемше, 3 - урси, 4 - ода, 5 - иванчи и кебишкан, 6 - кухонный дворик, 7 - уборная

Из пальмы изготовляют потолочные балки дшеду сечением 14-16 х 16-18 см, ко­торые укладывают с расстоянием по осям всего 32-36 см. Поверх балок настилают камышовые маты, на них — слой сухих пальмовых листьев или хвороста с утрамбованным пластом глины в 5-10 см; затем идет слой сухой земли в 10 см и глиняная обмазка в 5 см с настилом из обожженного кирпича или без него. Общая толщина конструкции составляет 25-30см.

Богатые домовладельцы Багдада и Басры закупали для постройки индийское дерево; более прочные балки 16x26 см укладываются с пролетом 50-60 см. Индийское дерево необходимо было для высоких колонн портиков. Если их делают из тополя, часто приходится сращивать по высоте два бревна.

Фасадные стенки урси и шенашиля состоят из стоек и ригелей. Эркер опирается на консоли, закрепленные под балками потолка нижних помещений. Иногда эркеры выступают в два яруса один над другим. Предельным выносом считается 90 см, после чего выступающий край второго этажа опирается уже на стойки.

Полы выстилаются плитами обожженного кирпича, а в Багдаде — иногда плитами так называемого «мосульского мрамора».

Внешние стены остаются необработанными, тогда как интерьер тщательно отде­лывается. Приемы декора богаты и разнообразны. В сердабах поверхность стен и сводов выполняется фигурной кладкой из шлифованного кирпича с тщательной разделкой швов, углубленных или выпуклых. На гипсе с камышовой арматурой собирались и ставились плиты мозаики, выполненной из кирпича.

Ирак. Дом в Хиллёх с диванхане. План: 1 - харам, П - диванхане, 1 - мудша, 2 - трама, 3 - ним, 4 - баня, 5 - кухня с двориком, 6 - амбар, 7 - ливан, 8 - ода, 9 - урси

Огромную роль в декоре помещений играет гипс. Штукатурка кладется в два слоя: нижний — из грубого серого гипса и верхний — из мелкозернистого белого, по кото­рому и наносится орнамент. Плоскости стен расчленяются на панно, имеющие форму фигурных арочек, выделенных слабым рельефом. Рельефный орнамент выполняется по

стуку не резьбой, а оттискивается деревянной формой. Размер таких форм, вырезанных из орехового дерева или цитрусовых, различен, например, для растительного раппорта 30x30 см, для бордюров достаточно 3x4 см. Из гипса выполняются сталактитовые карнизы и декоративные куполки в нишах. Сталактитовые детали собираются из гипсовых досок, армированных камышом и закрепленных на стене посредством де­ревянных пальцев, подвешенных к балкам потолка на проволоке. На досках размечены и вырезаны основные планы сталактитовых групп, остальное модулируется и до­полняется на месте.

Из гипса отливается ребристый полукупол камина для приготовления кофе. Полки стенных ниш состоят из гипсовых досок, и сама ниша иногда закрыта доской с прорезным рисунком. Гипсовые доски с фигурным вырезом обрамляют на крыше отверстия бадгиров. В гипсовых досках прорезаются решетки сложнейшего геометрического и растительного узора, вставляемые в арочной формы проемы вто­рого яруса.

Многочисленны и работы по дереву. В богатых домах делаются подшивные деко­ративные потолки комнат, талара, тармы: сетка из пересекающихся планок заполняется дощечками. В простейшем случае элементы потолка состоят из квадратов и ромбов, или же орнамент развивается в сложный геометрический узор. Поскольку подшивной потолок опускается ниже прогона купри, приходится делать фальшивый, слишком широкий архитрав хаммаль. В последнее время сложная техника наборных потолков упрощена набивкой узора из планок по дощатой подшивке.

Ирак. Детали жилища: отверстия бадгиров, дверные молотки, камин для приготовления кофе, дверь

Ирак. Отделка интерьера комнаты в Багдаде

Двери бывают одностворчатые и двустворчатые. Комнатные двери и ставни или филенчатые, или наборные. Дощатые створки ворот иногда с обеих сторон укреплены в раме продольными и поперечными брусьями. Резьба на створках встречается чаще в Басре, чем в Багдаде. Полотнища подъемных ставен могут быть наборной работы или решетчатые. Узорные наборные решетки машрабня в XIX в, уже вышли из употребления.

Колонны, обычно восьмиугольного сечения, кверху сужены и увенчаны сталактитовой капителью с квадратным плинтом. В Кербеле форма капителей более разнообразна, и закругления по бокам придают им очертания, свойственные дереву. Консоли над капителью отсутствуют, как правило, нет и базы. Карниз тармы покоится на консолях или обшит досками, образуя закругление. Вдоль края тармы или мемше тянется барьер с балясинами. Край кровли оторочен вырезанными в доске декоративными зубцами. В декоре полихромия — настенные панно и ниши, потолок и даже колонны расписаны многоцветным орнаментом; звездочки сталактитов обведены яркой каймой, иногда позолочены. Излюбленные мотивы настенной росписи — плодовые деревья и кусты с сидяшими на ветвях птицами, букет цветов в вазе, натюрморт, подсвечник — всё в бо­лее или менее стилизованном виде. На потолке — завитки, цветочный узор и геомет­рические мотивы. Иногда узор обогащается вставками из кусочков зеркала. Например, в одном из богатых домов сохранился штукатурный потолок, украшенный тисненными и расписными розетками с зеркальным глазком.

Вход дома обведен с улицы порталом, обычно с аркой, фигурной кирпичной кладкой или стуковым орнаментом в тимпанах. Железные и бронзовые молотки оформлены в виде звериных головок.

Сельское жилище Ирака чаще всего представляет упрощенный вариант городского — с одноэтажной обстройкой двора, с сырцовыми или глинобитными стенами и глиносаманной штукатуркой, покрытиями и стойками из пальмового дерева. Ниши за­вершаются ступенчатой линией выступающего сырца, капитель колонны намечена угловыми зарубками.

Ирак. Конструкция покрытия тармы

Ирак. Капители колонн в Багдаде (а, б) и Кербеле (в)

Но есть и особый тип сельского жилища. На слиянии Тигра и Евфрата, между го­родами Сук ал-Шиюх и Курна, южнее Амары, простираются обширные болота — лабиринт камышовых зарослей, лагун и проток с небольшими островками. Во влажный летний жар воздух насыщен мириадами комаров и москитов, зимой с гор Луристана дуют ледяные ветры. Как ни удивительно, этот неприветливый край довольно плотно заселен. Аборигены питаются рыбой и молоком водяных буйволов (кормом которых служит камыш), плетут камышовые маты и сбывают их населению «твердой земли». На жалких клочках суши теснятся хижины селений. Но жилища ставят и прямо на воде, на камышовой платформе, обведенной камышовым частоколом. Со временем это сооружение погружается в воду, тогда его наращивают новыми и новыми слоями камыша. Остальные конструкции тоже полностью камышовые. Жилище вытянуто в длину. Вдоль его стен в грунт с наклоном наружу укрепляются плотно стянутые пучки камыша. Верхушки их соединяются, образуя ряд арок. Полученный каркас обтягивается камышом и матами. Построенные таким способом великолепные приемные залы мадхиф достигают в ширину и высоту 6 м, в длину более 12 м. Число арок всегда нечетное, от семи до пятнадцати. Торцовый фасад отмечен четырьмя мощными камышовыми столбами, а между ними прорезаны дверь и высокие зарешеченные окна со скрещенными под углом тростниковыми пучками-перемычками. Интерьер сводчатого зала напоминает неф готического собора.

Из дерева (привозного) делают лишь лодки. На них ловят рыбу, режут камыш на корм буйволам, без них невозможно передвижение из конца в конец деревни, от жилища к жилищу этой камышовой Венеции. Длиной свыше 10 м, они узки, как нож, не более 1 м в самом широком месте, острый нос круто поднимается вверх. Именно такой тип лодки передает серебряная модель из Ура возрастом в пять тысяч лет. Не менее стары, бесспорно, и местные строительные традиции.

Статья из этого издания:
  • Поделиться ссылкой:
  • Подписаться на рассылку
    о новостях и событиях: